Подольск
Подольск-адреса Авто Банки Город Здоровье Культура Школы Почта Заводы Реклама Связь Сервис Газеты Недвижимость Магазины Церкви


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Подольские предприятия Отчёт

Адреса
Старый Подольск «Подол-Подольский-Подольск» Князья Оболенские в Подольске Село Пахрино «Подмосковные прогулки» Во главе города French Фабрично-заводская промышленность Подольские купцы Промыслы Подольского уезда Обучение в Подольске реки Подольского района Справочник подольского района

На берегах Пахры

Михайловское Варварино Васюнино Красное Страдань Шаганино Кузенево Поливаново Лемешово «Дубровицы» Ивановское Плещеево
История
Авто-Подольск форум «город Подольск»
Подольские Форумы

Подольские объявления Подольск - авто Подольск - недвижимость Подольск - Работа Подольск - Услуги Подольск - Путешествия Подольск - Предложения Подольск - ЗОО Подольск - Продаю Подольск - Куплю

Объявления
Недвижимость Администрация ЖКХ Нотариусы Почтовые индексы Сельские округа Заводы Художники Карты города и окрестностей Справочник Подольск-Царицыно Царицыно-Подольск Серпухов-Подольск-Москва Москва-Подольск-Серпухов Пригородные автобусы авто журнал Гараж краткий справочник

карта сайта PODOLSK.BIZ

Справочник
«Старый Подольск» «Ночной Подольск» Подольчане
Фото
Журнал о Подольске
Новости


история Подольска

На берегах Пахры

Серия "история Подольска" по книге В.А. Поцелуева, И.В. Петреева

Страдань

Деревенька живет до сих пор, хотя ее обитатели страдают не меньше, чем ее жители в далекой старине, да и от земных ли мучений ее название?

В междуречье Пахры и речки Страдани, при их слиянии, находился приходный погост с церковью Преображения Господня с приделом Николы Чудотворца "деревянною клетцки, а в церкви образы, и книги, и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строение приходных людей; у церкви во дворе поп Михаил Петров, во дворе церковный дьячок Васка Семенов, во дворе пономарь Федка Захаров, во дворе просвирница Прасковьица; да на погосте на церковной земле 2 двора бобыльских; пашни паханой церковной земли по 40 четвертей в поле, а во дву потому же, сена на реке Пахре 70 копен, лесу непашеннаго 3 десятины", - так было записано в писцовых книгах 7135 т 7136 (1627-1628) годов, московского уезда, Шахова стана (кн.689, л.981.)

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа было весьма знаменательным явлением в жизни христиан. В середине своего земного служения Христос привел учеников на гору Фавор. Его лик и одежда внезапно засияли. К изумлению присутствующих к Иисусу явились небесные пророки Илия и Моисей. Голос с неба возвестил, что Иисус - сын Божий. Второй Спас называли яблочным, ибо в этот день 19 (6) августа отмечают как праздник земного урожая. "Каков день на второй Спас, такой и Покров", - подметили наши предки.
В приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа "церковь Преображения Господня, сто на Страдани", писалась с 1635 года под Серпуховской десятиной , по окладу, т.е. по обложению податью" дани 5 алтын 5 денег десятильничих гривна".

Боровская писцовая книга этого же года раскрывает финансовый источник дани Спасо-Преображенской церкви: "двор попов, двор дьяконов, двор пономарев и келья просвирницина, в приходе 160 дворов, церковной земли 40 четвертей в поле, а в дву потому же, сена 50 копен".

В книге 1644 года отмечалось: "по новому письму и дозору Михаила Павлова на сию церковь дани положено 3 рубля 21 алтын 5 денег, заезда гривна". И так видно, что церковный налог вырос, вероятно, увеличился круг прихожан. С 1679 года велено: "сию церковь писать в Пехрянской десятине".

В дозорных книгах Патриаршего приказа написано: "7189 (1690) года сентября 9 день (заметьте, что это лишь девятый день Нового года и без "раскачки" - авт.) по досмотру (князя Шелешпальского ) церковь Преображения Спасова древяна нова, стоит на погосте, а у церкви двор попа Василия Михайлова, двор церковного дьячка Ивашки Васильева, двор пономаря Сенки Матвеева, да на церковной земле 2 двора церковных бобылей. И тот церкви поп Василий сказал та де церковь построена вновь на старом месте на церковной земле, в 186 (1678) году, строение мирское, а церковной земли у них во владении только 25 четьи в поле, а в дву потому же, сена 50 копен, а владеют той землею близ погосту, а смежена та земля вотчины боярина Ивана Богдановича Милославского с сельцом Варвариным, да вотчины стольника Луки Ляпунова с деревнею Острецовою".

В 1694 году Спасо-Преображенская церковь причислена к Перемышльской десятине. Однако странно то, что "7205 (1696)г. ноября в 5 день, по благословенной грамоте - записано в книге 138 Патриаршего приказа, л. 118, - дан антимис ко освещению церкви Преображения Спаса в московском уезде, что на Похре, под росписку тояже церкви попа Василия". Принесение и возложение вместопрестольника - антимиса на престол - необходимый ритуал, без которого невозможно совершение таинства причащения и освещения новых церквей. Не может быть, чтобы новая церковь стояла 18 лет не освещенной, ведь приход к началу XVIII века был довольно большой - 196 дворов (на 1703г.).

В 1712 году Спасо-Преображенская церковь "на погосте, на Страдаи, на реке Похре" платила 3 рубля 21 алтын 5 денег и заезда гривну. А в 1713 году, декабря в 22 день, по указу великого государя и по помете на выписке казначея Алексея Андреевича Владыкина, в Казенном приказе, "велено по челобитию церкви Преображения Спасова попов, данныя деньги снять и положить на новопостроенныя церкви на Рождественскую, что в селе Варварине, да на Богословскую, что в селе Красном, для того, те церкви построены вновь и приходские дворы отошли к тем церквам от сея церкви, а на сю церковь Преображения Спасова дани положить по переписным книгам Патриаршего казенного приказа подьячего Филиппа Корытникова, с дворов: с 2 поповых, с дьячкова, с просвирница, да с приходских 3 помещиковых, с 47 крестьянских, с 9 вдовьих, да с пашни церковной с 40 четвертей, с сенных покосов с 50 копен, итого рубль 18 алтын" - читаем в книгах 221 и 261 Патриаршего приказа.

22 июля 1736 года священник Иоанн Васильев и церковный староста крестьянин Косма Антопв подали прошение в казенный приказ, в котором писали, что в московском уезде, в Шаховом стене, в Перемышльской десятине, в Синодальном погосте у церкви Спаса Преображения Господня ", что на реке Похре, на Страдани, глава, кровля и паперть имеются ветхи" и просили дать указ о перестройки и обновлении церкви. Резолюция преосвещенника Вениамина, епископа коломенского и каширского от 22 декабря 1736 года гласила: "Дать указ о перестройке церкви…". 3 марта 1737 года священнику Ивану Васильеву с приходскими людьми было велено "на оной церкви главу, кровлю и паперть за ветхостью перестроить" пошлин 10 копеек, одна осьмая взято".

На священниках лежали большие обязанности как духовные, так и мирские. Они не роптали, а несли свой крест всю жизнь, передавая его, точно самое дорогое, сыновьям. От Никиты Васильева, служившего с 1703 по 1710 год, приход принял Василий Васильев, от которого в 1722 году перешел к Ивану Васильеву, бывшему дьякону при той же церкви в 1704 году. Им помогали дьячки: Иван Иванов в 1704 году и Афанасий Никитин в 1722 году, которые и упокоились у стен своей обители.

20 марта 1772 года в московскую духовную Консисторию было подано прошение священника церкви Преображения Господня, "что на Страдани Перемышльской десятины " Григория Никитина и прихожан, в котором говорилось о том, что имеющееся церковь в селе очень ветха, "посему прихожане желают коштом их построить вновь деревянную же в то же именование и на том же церковном погосте, только на другом удобнейшем месте…" Учитывая просьбу прихожан 69 дворов, Синодальная контора дозволила 9 апреля 1772 года построить новую церковь.

* * *

При републикации активная ссылка История Подольска «Подольск и его окрестности» обязательна.

Подольск   карта сайта   Реклама на «podolsk.biz»  

Подольск рейтинг